Советы на молитве

Советы на молитве

Советы на молитве
СОДЕРЖАНИЕ
0

Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова)

Какие бывают молитвы у христиан

Бог слышит любую молитву, Он иногда и влагает её во уста и сердце верующего. Молитва нужна не Богу, а самому человеку. Бог – самодостаточен и не нуждается ни в чьей вере и молитве.

Молитва служит доказательством веры человека, в то же время она укрепляет его веру, возвышает дух, просветляет душу.

Молитвы бывают разные:

  • благодарственные;
  • просительные;
  • славословие.

Славословие считается выше других молитв, потому что это – подражание Ангелам. Они никогда ничего не просят, но непрестанно благодарят Творца. Благодарение Богу тоже не стоит забывать. В Евангелии сказано, как Христос похвалил самарянина, вернувшегося для того, чтобы поблагодарить Христа за исцеление от проказы, хотя другие девять исцеленных не подумали сделать это. Благодарить и славословить Творца надо не только в счастье, но и в трудных обстоятельствах и болезнях, чтобы спастись от ропота. Бог устраивает спасение человека премудрым образом, и посылает трудности для блага и только по силам.

Молитвы бывают обращены:

  • к Богу;
  • Пресвятой Богородице;
  • святым;
  • Бесплотным силам (Ангелу Хранителю и другим).

Молиться святым можно, только если они канонизированы Православной Церковью. В молитвах нельзя называть их просто по имени, но обязательно благоговейно добавлять: «святой» или «преподобный» и т.д.

Молиться можно о себе самом, но высшей молитвой считается молитва о других людях.

Святой Паисий Святогорец говорил, что молитва должна состоять из трех этапов:

  1. Прошение о своем спасении.
  2. Поминание живых людей.
  3. Молитва за упокой усопших.

К молитве надо приступать, лишь простив всем обидчикам и желательно, примирившись со всеми.

Магизм

К сожалению, в наше время есть немало людей, далеких от Церкви, с магическим отношением к молитве, т.е. когда практикуется вычитывание «правильных» (на самом деле неправославных) молитв да еще и в определенном количестве. Когда к таким людям попадает текст некой редкой и таинственной молитвы, у них возникает убежденность, что благодаря ей все дела пойдут в гору и болезни пройдут, и муж завяжет с алкоголем, и дети станут прилежнее учиться.

Было немало примеров святых отцов, которые молились по ночам, чтобы предотвратить какое-нибудь бедствие или ради спасения кого-то. Молитва при этом могла быть самой простой, например, «Господи, помилуй!». Святой произносил только слова или себя целиком обращал к Богу? Настоящий молитвенный труд тяжкий, это как пот кровавый проливать, тут не дело только в часто повторяемых словах.

( 16 оценок, среднее: 4,38 из 5)

Сила молитвы

Если молитва вознесена правильно, она всегда принесёт положительный результат. Сам Спаситель говорил: «Просите, и дано будет вам». И в притче о нечестном судье, которому досаждала просьбами бедная вдова, Он также дает пример усердной, неотступной молитвы. При этом Он обещает, что будет исполнение просимого, в случае правильного обращения: «если вы умеете подавать просящим, тем более Отец Небесный даст блага просящим у Него».

На самом деле молитва может творить чудеса. Известна масса случаев чудес, исцелений, избавлений от бед в результате молитв с верой. Но надо обязательно просить, веря в то, что молитва будет услышана.

Примером одной из первых молитв в истории было воззвание Моисея к Богу при прошествии через Чермное море. Когда евреи бежали из Египта, а колесницы фараона догнали их, народу некуда было спрятаться: впереди только море. Израильтяне возроптали на своего вождя, говоря: «ты вывел нас из Египта, чтобы здесь погибнуть?!» Тогда Моисей, ведший народ, воззвал к Богу, и молитва его тут же была услышана и исполнена. Он получил повеление ударить жезлом по воде, и море расступилось на две стороны, давая возможность пройти евреям.

Сам Христос подал нам пример молитвы в Гефсиманском саду, молясь всю ночь перед Своей крестной смертью. Его молитва к Отцу Небесному была так усердна, что капли пота, падающие с Его чела, напоминали капли крови. В ответ на Его молитву Ангел спустился с небес и утешал Христа.

И это был пример нам, что не всегда молитва бывает услышана в пользу просящих. Отец Небесный не пронес чашу мимо Спасителя, как Он просил, потому что на это Он и пришел в мир, это была – Его главная цель. Но результатом молитвы в Гефсиманском саду было укрепление сил Христа, душевных и телесных.

Афонский старец говорил, что ответ Бога на молитву бывает трех видов:

  1. Да. В этом случае человек быстро получает просимое.
  2. Нет. Человек не получает исполнения просимого, потому что оно ему не полезно.
  3. Подожди. Значит, прошение будет исполнено позже, сейчас еще не пришло время.

Но Господь всегда слышит молитвы обращающихся к Нему.

Грешники

В Евангелии от Иоанна мы находим такие строки: «Грешников Бог не слушает». И там же далее читаем: «Слушает того, кто чтит Бога и творит Его волю».

Казалось бы, Господь ведь человеколюбец, как же Он не слушает грешных людей? Дело в том, что грешник грешнику рознь:

  1. Грешник, не кающийся в своих грехах, не будет услышан Богом.
  2. Грешник, искренне кающийся, умилостивляет Бога и более имеет надежды на то, что его молитвы будут услышанными и исполненными.

Молитва в действии

Были многочисленные случаи спасения людей сразу после обращения к Богу. Машина, которую понесло по скользкой дороге, и в которой находились священник, его беременная матушка и малолетняя дочь, полетела в пропасть. Матушка успела крикнуть: «Господи, помилуй!», и машина, зацепившись колесом за бревно, непонятно откуда взявшееся, повисла над обрывом. Все пассажиры спаслись. Это один из многочисленных чудес – следствий горячего обращения к Богу.

Молитвенное обращение к Божией Матери никогда не остается также без ответа. Она – наша Милостивая Заступница. Она спасает и милует людей даже тогда, когда Господь уже уготовал наказание грешникам. Надо только не уставать взывать к Ней с верой. Когда страшно обращаться к Богу по причине многой греховности, надо взывать к Пречистой. Она всегда услышит и избавит от напастей.

Примером тому служит евангельский рассказ о том, как Христос претворил воду в вино на свадьбе по просьбе Своей Матери. И хотя Он не предполагал этого делать, Она настояла на этом.

Известен случай на Афоне, когда Богородица предупредила монахов о грядущем наказании. Заговорила Её икона, при этом Младенец-Христос запрещал Ей предупреждать, говоря, что они достойны наказания. Но Она, отводя Его руку, продолжала говорить. Пречистая велела не отпирать ворота монастыря в этот день, потому что там уже притаились враги, желающие напасть на монастырь и всех истребить. Таким образом, монахи спаслись от наказания.

Икона эта до сих пор хранится на Афоне, изображение замерло в том виде, как Она отводила руку Своего Сына от Своих Пречистых уст. Называется икона: «Отрада, или Утешение».

Есть также масса чудес по молитвам ко многим различным святым. Они слышат нас, желая помочь всем, кто верит в Бога. Святые желают быть нам друзьями, поэтому охотно откликаются на прошения к ним.

На иконе у мощей святого Иоанна Русского в Греции висит множество нательных крестиков, а также украшений из золота и серебра. Эти вещи оставляют приходящие к нему за исцелением. В том числе происходили исцеления от страшных недугов, онкологии, например. Когда врачи оставляли больного, святой Иоанн исцелял его.

Есть случай, как у мальчика ампутированные пальцы выросли заново по молитвам к святому Луке епископу Крымскому. Он при своей земной жизни был врачом, делал операции, а перед ними рисовал на теле крест йодом. Одна женщина молилась ему об удачном исходе своей операции, и очнувшись от наркоза, увидела на своем теле крест, нарисованный йодом. И хотя святой давно уже был на небесах, он услышал её и помог хирургам.

Зачем молиться дома?

Зачем нам нужны молитвы дома, если мы ходим в храм? Как правильно молиться дома? Может ли молитва быть вменена человеку во грех, если он «неправильно» или «плохо» молится?

Каждый христианин хочет, чтобы его молитва была услышана. В катехизисе для христиан мы читаем важные слова:«Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Разговор с Богом, молитвенный диалог — это естественная потребность верующего человека. Можно ли молиться неподобающим образом? Скорее, человек может совершать ошибки, но мы постараемся кратко рассказать о том, как правильно молиться дома.

  • Молитва — это не список требований.

К кому нам обращаться с нашими просьбами, как не к Небесному Отцу. Часто мы просим о помощи в решении даже самых мелких бытовых проблем, и в этом нет ничего плохого! Но, что, если они не исполняются? Не стоит таить обиду на Бога. Когда мы приводим маленького ребенка ко врачу, чтобы вылечить его и сделать болезненный укол, малыш плачет, мы жалеем его, но знаем — так будет лучше для него, хоть он в силу младенчества пока не может этого понять.

  • Молитвослов рекомендован к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Мы не можем сказать, что один текст молитвы лучше, а другой — хуже. Но иногда молитвы составлены с участием странных суеверий и со словами, совершенно далекими от жизни Церкви. Нередко можно увидеть такие парадоксальные сборники молитв, как «молитвы на удачу в казино», «молитвы для богатства и власти», «молитвы от лихого глаза и изгнания злых духов».

  • Разнообразнее — не значит лучше.

Вы произносите «Отче наш», знаете нашу главную — евхаристическую молитву и никогда не обращались к новым текстам? Душа знает, чего просит. Даже, если все вокруг ищут новые молитвословы для «келейной молитвы», верьте, что Господь ждет от нас не высот выдающегося красноречия, а искренней веры и покаяния.

  • Не стоит ждать «особого состояния».

Да, молитва призвана помочь нам «достучаться до Неба», отвлечься от наших мирских сует, чтобы обратиться к самым важным для человека вопросам. Но не стоит ждать, что во время молитвы вы впадете в некий транс, увидите видения, обязательно станете свидетелями некого христианского чуда. Иногда, мы знаем из Жития Святых, во время молитвы действительно происходят чудеса. Но, если духовный опыт пока не позволяет достичь этого, то помните, что молитвенное общение с Богом — уже есть чудо.

  • Не молитесь неодушевленным предметам.

Это может показаться странным, но иногда по незнанию люди, которые молятся в Церкви Господу нашему, вдруг начинают дома молиться природе, небесным светилам, куличу, абстрактному мирозданию. Не стоит уподобляться язычникам.

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления. В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

Молитвы: как правильно молиться

Обращаться к Богу надо, прежде всего, с глубокой верой, чистым сердцем, простившись со всеми, с кем находился в ссоре. Если это невозможно, то хотя бы надо их мысленно простить. К молитве надо готовиться также тщательно, как ко Причастию.

Сначала надо понять, с Кем мы собираемся вести беседу. Желательно перед молитвой почитать книги святых отцов. Но нельзя молиться сразу от житейских занятий, без подготовки.

Святой Антоний Сурожский в своей книге «Школа молитвы» дает довольно подробные рекомендации, как научиться правильной молитве. Желающие стяжать молитву могут приобрести эту книгу и прочитать. Это – поистине кладязь для верующего христианина.

Сначала, пишет святой, надо успокоиться и утихнуть. Одна женщина, приходившая к святителю, пожаловалась, что она никогда не слышала ответ Бога на свою молитву. Тогда он ответил ей, что Богу некогда даже слова вставить, по причине её постоянных молитвословий. Святой посоветовал ей просто сесть и молчать полчаса. Она попробовала, и результат был поразительный.

Перед молитвой надо помолчать, представляя себя перед Всевидящим Богом. Так все чувства утишатся, и душа будет способна общаться с Богом. Сначала человеку безмолвствующему будет скучно, потом может стать страшно. Некоторые новоначальные подвижники даже выбегали из своей келии от страха. Но надо всё это претерпеть и просто сидеть молча. Святой Серафим Саровский тоже говорил: «молчи, и тогда Бог из тебя Ангела сделает».

Затем, когда чувства утишатся, надо начинать произносить слова молитвы, медленно, не торопясь, вникая в каждое слово. Надо не позволять мыслям разбегаться во время молитвы, а отвлекаясь, снова возвращаться к молитве.

Таким образом, следует читать утреннее и вечернее правило. Конечно, на такое занятие уйдет довольно много времени, но лучше молитву перенести на свободное время. А утром, если совсем нет времени, прочитать правило преподобного Серафима: три раза «Отче наш», трижды «Богородице Дево радуйся» и символ веры.

Как молиться, чтобы Господь услышал?

Этот вопрос, пришедший в нашу редакцию, определил тему новой беседы с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, мы с Вами уже говорили: молитва — это наше общение с Богом, для христианина она должна быть необходимой как дыхание. Но мы знаем и из собственного опыта, и из опыта наших читателей, у которых много вопросов на эту тему, что научиться молиться и любить молитву очень трудно. Даже святые говорили: молиться — значит кровь проливать; молитва требует труда до последнего дня человека… Владыка, почему молиться бывает так трудно?

— Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.

Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы? Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком?

— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу. Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью. Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»? Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.

Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи. Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит. Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.

Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения. Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче. Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.

Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу. Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.

Когда одна из духовных чад жаловалась в письме святителю Феофану Затворнику на свою холодность, на то, что она никак не может молиться, хотя еще вчера радовалась всему и Бога благодарила, он ответил так: посмотрите за окно — вчера солнышко светило, а сегодня дождик пошел. Это не зависит от нас с вами. Так же, говорит, и в человеческом сердце — то одно состояние, то другое. Но нужно научиться претерпевать периоды охлаждения, уныния, забвения о Боге и вновь к Нему возвращаться.

— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал?» — спрашивает Сергей.

— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами. Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда. Обычно люди исправляются людьми же.

Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся? Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе? И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.

— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух? Если вслух, то шепотом или громко? К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной? Игорь»

— Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух. Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро. Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее. Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.

Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться. Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции. Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.

— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д. Потому что еще перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях”. Я слово “скорби” понимаю как земные трудности, проблемы, печали, неудачи. Но в лекциях богослова профессора А.И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И. Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться? Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах? Ангелина»

— Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского. Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная. Было ли такое отношение правильным? У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.

Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.

Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.

— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога?»

— Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.

— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять? Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же. ” Ирина».

— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод. Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло? Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается. Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.

Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу. Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве. И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.

— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее? Татьяна»

— Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером. Конечно, когда живого отношения к Богу нет, через какое-то время этот рудимент начинает раздражать: ну зачем, спрашивается, тратить время на то, чтобы одни и те же слова повторять, когда сердце молчит? Нужно опять же остановиться и разобраться в себе. Причина всегда в самом человеке.

Еще бывает, что человек перестает молиться, держать пост, ходить в церковь, когда его образ жизни становится далеким от христианского. Мы ведь какие? Согрешили в одном, в другом, в третьем — но нам ведь тяжело, и времена такие, все так живут… Все мы знаем этот набор самооправданий. И постепенно, когда накапливаются какие-то недостатки, грехи, может быть, даже пороки, молиться становится невозможно. Попытки молиться вызывают только отторжение.

Причиной может быть все что угодно. Поэтому Татьяне и всем, у кого похожее состояние, надо подумать, разобраться в себе, в своей жизни и постараться внести коррективы. Тогда человек снова сможет молиться внимательно.

— Вы как-то говорили, Владыка, об опыте непрестанной молитвы. Но эти дела, хлопоты, о которых пишет наша читательница, они же не всем мешают молиться, по слову преподобного Серафима Саровского, который говорил, что молитва делу не помеха?

— Непрестанная молитва — это все-таки делание монашествующих, да и то не всегда в наше время это встретишь. В миру к этому стремиться не надо, но молиться часто можно и нужно. Знаете, есть непрестанная молитва, а есть ее противоположность —непрестанная суета… Вот эту непрестанную суету надо все-таки отодвинуть в сторону. Кроме того, молитва — это память о Боге. И хорошо приобрести такой навык: вот я хожу, разговариваю, что-то делаю —и все время помню, что есть Бог, Он над всеми моими делами. А обычно мы живем так, как будто Его нет, и вспоминаем о Нем редко. На самом деле, надо о Нем помнить всегда.

— «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать, если во время молитвы в голову лезет все что угодно, кроме самой молитвы… Читала два совершенно полярных мнения: перестать молиться, так как Бог все равно такую молитву не слышит,— или понуждать себя, молиться через силу. Инна»

— Останавливаться ни в коем случае не надо, следует понуждать себя. Чтобы восстановить внимание на молитве, можно время от времени делать такое упражнение: когда вы читаете правило и вдруг понимаете, что внимание «улетело», надо вернуться назад и читать уже со вниманием. Это сложно, и не нужно это делать постоянно, но пробовать надо, чтобы наладить в себе навык внимательного чтения.

Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”». Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность. А без этого многое невозможно, не только Богу молиться — например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания. Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.

Хочу посоветовать авторам этих вопросов и всем нашим читателям обязательно прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это ответы на подобные вопросы в форме писем. А тем, кто любит читать и не боится толстых книг, я рекомендовал бы собрание писем святителя Феофана, в которых содержатся исключительно глубокие, очень ценные, вполне современные материалы. Святитель отвечает на вопросы своих духовных чад, которые не так уж отличаются от тех, которые задаются сегодня. В свое время мне самому эти книги очень помогли.

Фото Алексея Лузгана и Андрея Гутынина

Неправильная молитва: опасность для души

Есть довольно опасное состояние, именующееся « духовной прелестью». Об этом подробно описано в книге Никодима Святогорца «Невидимая брань». Это когда бесы увлекают человека на молитве в гордость, обрекая его на вечное мучение. Они наводят на него различные состояния, пагубно влияющие на его душу. Бесы могут внушить молящемуся, что он уже видит Бога, святых, ангелов, и человек возгордится и погибнет душой.

Различные свечения от икон, голоса и видения нельзя воспринимать за истину. Надо говорить себе, что я недостоин таких видений по причине многих грехов. И почаще надо себя осенять крестом на молитве.

На молитве не должно быть никаких чувств, ни мыслей, ни ощущений! Пусть они даже кажутся человеку возвышенными, похожими на Благодать. Надо говорить себе, что я недостоин Благодати. Так будет безопасней для души.

Человек от этих «возвышенных» ощущений впадает в гордость, думая, что на него уже нашла Благодать, и перестает молиться. Были случаи, когда люди впадали в духовную прелесть и затем сходили с ума, кончая жизнь в психиатрической больнице.

  • Нельзя также спешно произносить слова молитвы, не вдумываясь, не понимая, о чем говоришь. Это – образ молитвы, которая порождает гнев Божий. Если мы будем даже с человеком говорить так быстро, не понимая ничего, то человек не поймет и обидится. Святой Паисий говорил, что молясь бездумно, человек как бы говорит Богу: «Привет, как дела? Что новенького?»
  • Нельзя также ничего представлять на молитве: ни Бога, ни икону, ни Пресвятую Богородицу. Это тоже может привести к прелести.
  • Во время молитвы надо класть поклоны и прикладываться к иконам.

Мечтательность

Святые отцы предостерегают от стремлений во время молитвы к откровениям, высоким духовным состояниям, сладостным чувствам и мечтательности, которые так популярны в восточных культах и у католиков. В Православии подобные состояния опасны тем, что они могут вовлечь человека в «духовную прелесть», или «прельщенность», что означает:

  • Принятие демонического воздействия или собственных фантазий за божественное, и как следствие второй пункт;
  • Представление о том, что достиг определенной степени чистоты или праведности.

В православном понимании молитва должна быть трезвенной, без представлений образов святых или ангелов в воображении.

Важно: Если во время или после молитвы вас посетил образ в виде Христа, Богородицы, святого или ангела, проявите предельную бдительность, поскольку демоны могут обманывать людей, являясь в облике какого-нибудь святого.

  • Грешнику святые являться вряд ли могут. По утверждению святых отцов, человек, не очищенный от страстей и не стяжавший христианского смирения, не способен воспринимать общение со святыми.
  • Перекреститесь сами и перекрестите явившийся вам образ, затем попросите его прочитать Иисусову молитву. Святой не обидится от этой просьбы, а наоборот похвалит за рассудительность. Демоны же неспособны прочитать внятно эту молитву, они непременно ее начнут коверкать или не смогут произнести до конца.
  • Преподобному Никите было явление демона в образе ангела. Святой не распознал обмана и поклонился такому «ангелу». После этого Никита долгое время пребывал в «прелести» и в повиновении нечистому духу, пока, наконец, по молитвам монахов он не освободился от демонического воздействия.
  • К святому Исаакию ночью во время молитвенного бдения явились демоны в обличии ангелов, которым он поклонился, забыв о мерах предосторожности. Бесы тогда возымели над ним власть и заставили его плясать до потери сознания. Святой долгое время после случившегося не мог ни пошевелиться, ни говорить, ни слышать, ни вкушать пищи. По молитвам преп. Феодосия он спустя какое-то время пришел в себя и искренне покаялся.

Результат правильной молитвы

Результатом правильной молитвы должно быть ни какое-то возвышенное ощущение, «сладость душевная», которую иногда принимают за Божественную благодать, а мир в душе, осознание своей греховности и желание служить Богу и людям, творить волю Его.

Святые, которых действительно касалась Благодать, считали себя самыми грешными, стояли на молитве часами, не из желания стать подвижниками, а от боли душевной, осознания своего окаянства перед Богом, которые были как раз результатом веяния Благодати. Так что не стоит прельщаться какими–то сладостными ощущениями на молитве, ошибочно принимая их за благодать, а необходимо отгонять их с помощью крестного знамения.

Алексей Ильич Осипов о том, как правильно молиться

Правила прочтения молитв дома

Например, если вы прочтёте какую-то молитву определённое количество раз, то будет вам счастье. Подобный подход не имеет ничего общего с настоящей верой и живым общением с Богом. Домашняя или келейная молитва станет правильной, если учиться молиться. В этом нелёгком духовном деле первым помощником должен быть ваш духовник или духовный наставник.

Им должен быть священник, у которого вы постоянно исповедуетесь и которому доверяете, задаёте вопросы, получаете ответы. Это называется духовное окормление. То есть духовное питание.

Узнавать, как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал молитву и помог можно из специальных православных программ, где опытные батюшки делятся своими знаниями, рекомендуют полезную литературу для совершенствования молитвы. Верующие делятся своими ощущениями и результатами в молитвенном подвиге.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно

Молитва сдать на Молитвы
0 комментариев

Молитва на владимира Молитвы
0 комментариев

Молитва на мечети Молитвы
0 комментариев

Молитвы на воскресение Молитвы
0 комментариев