Молитва на яснознание

Молитва на яснознание

Молитва на яснознание
СОДЕРЖАНИЕ
0

Домашняя молитва

Сегодня, когда в связи с пандемией закрыты многие храмы, в редакцию поступают вопросы о том, как молиться дома. Изучив опыт святых, мы публикуем советы по домашней молитве.

Живой диалог

Молитва — не медитация, не мантра, не заклинание, не заговор, когда отношения с Творцом строятся по принципу «ты — мне, я — тебе», «ты мне здоровье, благополучие, а я тебе, так и быть, прочитаю молитву». Молитва — это живой диалог с Богом. Общение творения со своим Творцом, создания со своим Создателем. Важно понимать: молитвой мы не Бога приближаем к себе, а себя к Богу — Бог-то всегда рядом. Священномученик Дионисий Ареопагит сравнивал молящихся с моряками корабля, пытающегося пристать к берегу. «Находясь в корабле, схватившись за канаты, прикрепленные к скале и протянутые нам, чтобы мы причалили, мы притягиваем не скалу к себе, а самих себя и корабль — к скале».

Молитва — это рывок к Богу, но и ответ Бога на призыв человека. Причем, как учат опытные молитвенники, молитва в большей степени ответ Бога на наш обычно очень слабый призыв.

Твердое решение

Это кажется, что молитва дело нетрудное — нашел в интернете канонический текст и читай на здоровье, как читаешь статью. Только вот приступив к намеченному, с удивлением замечаешь: вдруг, откуда ни возьмись, появляются тысячи причин, мешающих благому порыву, и молитва отложена. Или даже начата, но после первых строчек внимание рассеивается, эскадрон твоих мыслей шальных уносит тебя куда-то вдаль, и ты уже где угодно, только не в тексте. Первое состояние — когда находятся поводы, мешающие молиться, — называется искушением, и порождено оно той силой, что постоянно препятствует нашему обращению к Богу. Искушения устраняют твердостью намерений: решил молиться — не отступай.

Второе состояние — рассеянность нашего внимания. Проблема, знакомая даже святым — людям с огромным молитвенным опытом. Выходит, молитва — это труд, и ему нужно учиться. Важно помнить: приступать к общению с Богом надо с чистым сердцем, оставив за дверью обиды, злобу.

С чего начать

Молитв много, на все случаи жизни: за болящих и за лечащих. Есть те, что читают в опасности, в тревоге, в отчаянии. Но как бы нам ни хотелось в благочестивом порыве сразу приступить к произнесению длинных молитвословий, начинать надо с азбуки. С кратких молитв. Именно их вспоминают в минуты опасности, когда истощены болезнью. Всегда, когда нет времени, сил проговаривать долгий текст, но есть острая необходимость схватиться за тот самый спасительный канат, о котором говорил святой Дионисий Ареопагит, и, вынырнув из бурлящего моря, пристать к берегу.

Спасет за миг до гибели

Любую краткую молитву можно произнести за несколько секунд. Когда машина летит навстречу гибели или рядом свистят пули. Когда опасность зрима, велика, или ты даже и не знаешь, откуда она может прийти. Мало ли случаев, когда жизнь висит на волоске. Как же молиться в опасности? За многие тысячелетия человечество наработало практический опыт обращения к Тому, Кто и даровал нам жизнь. Самая короткая мольба — «Господи, помилуй!» Слово «помилуй» вмещает все разнообразие того, что бы мы хотели попросить у Бога.

Ведь чего бы мы ни ждали от Него — жизни, здоровья, спасения себя и близких, даже просто благополучия, мы по сути испрашиваем одно: проявить к нам, немощным и слабым, Его любовь и милость. Это «помилуй» — казалось бы, такое неконкретное — содержит наше глубочайшее смирение: мы и вправду не детализируем — «дай мне еще пожить», «сохрани здоровье», «верни благополучие», нет, мы не требуем чуда, мы вверяем себя Его милости. Но, надеясь на нее, не молчим, скрывшись в раковине своих переживаний, своего «я», а дерзновенно взываем: «Помилуй!» Старец Силуан учил: «Если человек раз в жизни всем естеством скажет: «Господи, помилуй!» — Господь непременно помилует».

Никого, кроме Бога и тебя

Богослов А.И. Осипов делится: «Святые отцы настоятельно советуют как можно чаще повторять про себя молитву всего из пяти слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Повторять, где бы вы ни были, что бы ни делали. Повторять с вниманием, благоговением и покаянием. Краткие молитвы — лучшее средство приучить ум и сердце к молению. Тот, кто не научится сохранять внимание в краткой молитве, всегда будет в рассеянии». «Умному деланию» Иисусовой молитвы монахи посвящали жизнь. Нам достаточно знать: Иисусова молитва при всей простоте — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — обладает уникальной силой. Вот что пишет митрополит Антоний Сурожский: «Иисусова молитва более других направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами, потому что, когда мы молимся Иисусовой молитвой, то нет ничего и никого, кроме Бога и нас».

Тайное и явное

Господня молитва — молитва, заповеданная нам Самим Иисусом Христом. Евангелие от Матфея рассказывает, что когда во время Нагорной проповеди ученики приступили к Иисусу, спрашивая Его, как им молиться, Спаситель ответил: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». После любой молитвы можно добавить прошение за близкого: «Господи, спаси и помилуй раба Божьего, и имя».

Внимательно храни себя

Хотя молитва — это и дело, и труд, она не заменяет действия, христианского поступка. И уж тем более не подразумевает беззаботности, безответственности, самонадеянного упования на то, что раз уж ты регулярно молишься, то почти свят, а значит, фундаментальные законы нашего мира — биологические, физические, для тебя не писаны, ну или Господь их ради тебя нарушит.

Стоит вспомнить слова нашего святого, митрополита Филарета Московского, сказанные осенью 1847 года во время эпидемии холеры. Призвав всех к молитве, он подчеркнул: «Не ленностны будем и в употреблении естественных средств и предосторожностей к сохранению здравия, к недопущению вредоносных влияний. Как можем мы требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя и сами предаем себя действию разрушительных сил? Внимательно храни себя малым возможным для тебя хранением, и тогда Бог будет хранить тебя великим, всеблагим и всемощным хранением».

Православная Жизнь

Каждый из нас, молясь Богу о чём-то важном, сталкивается с разнообразными трудностями.

Первая из них – маловерие. Человек может не ощущать Бога и не верить, что Тот хочет нам помочь.

Вторую трудность представляет собой мысль, которую нам приносит враг. Звучит она так: «Бог услышит всех, но только не тебя. Бог поможет всем, но только не тебе».

Против маловерия мы можем употребить средства укрепления веры. Против этой мысли мы можем бороться отвергая её и вспоминая, что ни один человек из тех, кто понадеялся на Бога, не постыдился.

Но есть ещё одно – мы, молясь о чём-то очень важном для нас, очень хотели бы, чтобы наша молитва обязательно была исполнена. И Христос по милости Своей знает это желание нашего сердца. Он даёт нам средства и способы, с помощью которых молитва обязательно будет исполнена.

Условия, при которых наша молитва будет исполнена, – святоотеческое учение. Откуда оно пришло к нам? Святой Иоанн Кассиан Римлянин, ученик святого Иоанна Златоуста, много лет путешествовал по египетской пустыни, которая в то время была густо населена множеством святых старцев-монахов. Иоанн Кассиан жил с ними, слушал их наставления, которые зиждились на практике христианской жизни и на деятельно обретённом богообщении. У этих святых подвижников Иоанн Кассиан и узнал, как сделать, чтобы молитва была обязательно исполнена Богом. Позднее он изложил эти наставления в книгах. Все они – не кабинетные философские изыскания, но опыт, обретённый святыми на своём пути ко Христу. Важно также то, что для исполнения молитвы не требуется одновременная совокупность всех пяти способов, достаточно даже одного, поэтому каждый может выбрать способ по своему сердцу.

Вот эти способы.

Когда двое или трое просят об одном

Основанием его можно считать слова Христа «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».

Душа любого одного человека значит для Бога столько же, сколько все души вместе. И боль любого одного человека значит для Творца столько же, сколько общая боль всей планеты. Так всегда бывает по отношению к любимому, а Бог умеет любить. Когда же несколько человек просят об исцелении одной боли – это как если бы несколько детей просили свою маму им помочь в одном деле.

В Писании есть примеры исполнения такой молитвы, которая в буквальном смысле меняла волю Божию. Один из них – в Книге пророка Ионы, который возвестил жителям Ниневии, что за их грехи город будет разрушен. И жители стали каяться, поститься и молиться – и Бог сохранил город.

Другой евангельский пример – четверо друзей парализованного человека приносят его ко Христу, Тот исцеляет больного по вере их.

А вот современный случай. Один жестокий муж занимался бизнесом и заставлял помогать себе свою жену. Если та ошибалась в счёте денег (а она была бухгалтером), он её жестоко бил. Однажды случилось так, что женщина потеряла 4000 тысячи гривен (это было в 2003 г., на то время очень большие деньги). Её сын, служитель Церкви, узнав об этом и понимая, что жестокий муж-садист будет бить его маму, попросил помолиться о ней вместе с ним своего друга, тоже служителя Церкви. Они вдвоём молились, чтобы злой человек не побил эту женщину. Потом она рассказывала, что когда муж узнал о пропаже, он в ярости бегал вокруг неё, нецензурно ругался, орал и замахивался, но так и не ударил. Для мамы и обоих служителей Церкви это было явным чудом, потому что до этого злой муж бил её по любому поводу.

Подобных историй, когда по молитве нескольких человек Бог посылает Свою помощь, очень много и в церковной истории, и в современности.

Настойчивость в прошении

Когда мы постоянно просим об одном и том же. В Евангелии есть эпизод, когда хананеянка (язычница) долго просила Христа, чтобы Он исцелил её дочь. Христос не делал этого, а потом даже отказал ей, но она продолжала просить – и Спаситель исцелил её чадо.

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:22–28).

Бог добр и подаст нам то, что мы просим. Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если мы не можем ничего другого, то можем, по крайней мере, неотступно просить Бога о том, чего хотим. И Он обязательно исполнит молитву.

Один монах из Никольского монастыря сравнивал это с тем, как если мы пришли к начальнику и подали ему прошение, а он по каким-то своим соображениям тянет с его исполнением. Если нам это надоест и мы заберём прошение, то ничего и не получим. Поэтому прошение должно лежать на столе у начальника до тех пор, пока он не обратит на него внимания и не подпишет его.

Пример хорош, но Бог для нас не начальник, а родной. И мы можем прося Его довериться Ему, что Он всё нам подаст.

Многие девушки, по несколько лет молящиеся Богу, чтобы Тот подал им мужа, рассказывали, что уже и отчаялись в получении просимого, а потом Всевышний всё равно подавал им мужа.

Для Бога не ценно то, ради чего мы не боролись. Наша молитва за обретение чего-то важного есть наша борьба. В этой борьбе Творец на нашей стороне.

Одна светлая христианка-психолог хотела найти работу по специальности. Она желала консультировать людей и решать их проблемы, что очень хорошо умела делать. Но священники не предлагали ей стать приходским психологом, потому что никогда не слышали о такой практике (она только начала появляться в России, а в Украине такого практически нет). 6 лет женщина молилась об обретении работы. И в конце концов совершенно неожиданно ей предложили работу в двух местах – в храме и православном семейном центре. И там и там она психолог. И там и там она нужна. И женщина осознаёт, что работа её вымолена ею и теми, кто о ней молился. И это только увеличивает её великую благодарность Богу.

В получении просимого нам мешает недоверие Богу, недоверие в том, что Он подаст нам просимое. С недоверием нужно бороться как с духовной болезнью.

Вот несколько способов этой борьбы:

1.Один мудрый священник предлагает в момент нашего недоверия молиться Христу такой молитвой: «Господи, вручаю себя Тебе».

2. Православный европейский психолог Евгения Камышева советует нам в момент недоверия подумать, каков Бог и как он к нам относится. Можно также смотреть на икону Христа. Тогда душа ощущает, что Творец не может обмануть.

3. Помогает последовательное повторение таких фраз:

Я верю в Бога.
Бог есть любовь.
Я доверяю Богу.
Я доверяюсь Богу.
Я доверяю Ему.

Милостыня как молитва

То есть когда мы, подавая милостыню, подаём её за что-то. Такой же способ описан и у аввы Дорофея. Когда человек подаёт милостыню и мысленно говорит, допустим: «Господи, это за спасение моих детей». И Бог спасает его детей. Или: «Это за сохранение корабля в море». И Всевышний сохраняет корабль в море. Или: «Это за изобилие моего урожая». И Творец дарует изобилие урожаю.

К этому же способу может относиться и жертва за другого. К примеру, когда к Паисию Афонскому пришёл отец больной девочки, старец сказал: чтобы девочка исцелилась, отец должен пойти на жертву, например – отказаться от страсти курения. Отец так и не отказался, и девочка не исцелилась.

Этот способ, способ добиться своего через милостыню, очень действенный.

Вот история из Валаамского патерика:

«Жил в Петербурге один добрый и благочестивый вельможа. Имел он дом, множество друзей. К сожалению, он имел несчастье подвергнуться немилости государя: на него возвели какую-то клевету, отдали под суд, и дело грозило тюрьмой. Несчастный вельможа заболел и слег от горя в постель. Все прежние друзья от него отвернулись.

В это время приехал в Петербург строгий подвижник Валаамского монастыря отец Назарий. Он был знаком с нечастным вельможей и зашел утешить его в скорби. Несчастная супруга хозяина бросилась в ноги отцу Назарию и взмолилась:
– Помолись, отец, чтобы дело моего мужа получило добрый исход.
– Хорошо, – ответил старец, – конечно, надо молиться Господу, но необходимо попросить ходатайства и приближенных государя. Дайте мне немного денег, я сам попрошу их за вас.
Старцу подали золота.
– Нет, – сказал он, – это мне не годится. Нет ли медных или мелкого серебра?
Подали тех и других. Отец Назарий взял деньги и ушел.
Поздно вечером он опять пришел к вельможе и спокойно сказал:
– Все царские приближенные обещали похлопотать за вас; успокойтесь и ждите радостных вестей.
И действительно – старец еще сидел у постели больного, как последний получил известие о благополучном окончании его дела. Радостная весть благотворно подействовала на больного. Вельможа начал благодарить старца и просил его сказать, кто из приближенных государя принял наибольшее участие в его беде, за кого ему надлежало молиться и кого благодарить. Только тут открылось, что отец Назарий ни у кого из ближних к государю людей не был. Вместо этого он целый день ходил по улицам города и раздавал бедным деньги, взятые им у вельможи.
– Итак, благодарите Господа, – сказал в заключение старец. – Он, Милосердный, внял молитвам убогих и положил на сердце доброму государю еще раз пересмотреть ваше дело. Да не забывайте и вельмож Господа – ваших благодетелей, нищих и убогих. Их молитва многое может пред Престолом Божиим!»
Христос говорит: то, что мы сделали кому-то, мы сделали Ему Самому. Когда мы вносим радость в жизнь другого человека тем, что ему помогаем, Бог в добром смысле становится нашим должником. А Он знает, как вернуть этот долг. Он знает, как подать нам радость и то, чего мы хотим и ждём.

Желает ли Бог мне счастья? Да. Он мне хочет счастья вне страсти.

Старец Тихон Агриков: «Бог устраивает жизнь каждого по тайному желанию сердца человека». А значит, то, чего я хочу, учтено и будет подано мне, но, насколько это возможно, вне страсти.

Старец Амфилохий Патмосский говорит, что в молитве мы можем выпросить даже изменения намерения и мыслей других людей.

Одна девушка как-то поссорилась с парнем, и он ей больше недели не звонил. Она изводилась и просила друзей помолиться, чтобы он позвонил. А парень всерьёз был намерен расторгнуть отношения. Но молитва что-то поменяла в нём, и он позвонил.

Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении».

И Он действительно стремится нам помочь задолго до того, как мы Его позовём.

Авва Дорофей: «И Сам Господь сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6:36). Не сказал: поститесь, как Отец ваш Небесный постится. Не сказал: будьте нестяжательны, как Отец ваш Небесный нестяжателен. Но что говорит?
– «Будите милосердии, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть», потому что эта добродетель особенно подражает Богу и уподобляет Ему человека. И так всегда должно взирать на эту цель и разумно делать добро: и в цели милостыни есть различие. Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает его корабль. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его».

Праведная жизнь просящего

В Евангелии есть слова: «много может усиленная молитва праведного». Из опытов мы знаем, что это действительно так, потому что праведный будет больше желать, чтобы помочь нам, чем себе самому. Он нашего спасения и нашей радости будет искать больше, чем своих собственных. И поэтому мы можем на него положиться: он обязательно вымолит для нас радость и мир. Его праведность и любовь к людям являются залогом того, что он будет услышан и его молитва будет исполнена.

Однако Бог любит равной любовью и праведника, и грешника. Поэтому святой Силуан Афонский говорит, что «Господь слышит молитву и грешника, если грешный смиряет себя». Есть много примеров, когда грешный человек молился – и Бог совершал чудеса по его молитве.

Андрей Ткачев рассказывал такую историю, произошедшую в XX веке во Франции. Насельницы одного из публичных домов были девушками верующими и благодарили Бога за то, что Он их терпит. А у охранника дома росла слепая девочка по имени Эдит. Все девушки, работавшие в этом публичном доме, дорожили Эдит, потому что она напоминала им о семье, которой у них не было. Одна из них как-то сказала: «Я бы всё отдала, только бы эта девушка прозрела». То же повторили и все остальные. Они взяли девочку с собой в монастырь и молились там о ней. Когда девушки шли обратно, девочка прозрела. А была это знаменитая Эдит Пиаф.

Исполнение молитвы ради страдания человека

Человеку может быть настолько больно и плохо, что он обращается к Богу уже не со словами, но с криком. Человек кричит, что не может больше выносить свою боль. И Творец немедленно помогает.

Одна добрая девушка никак не могла оставить привычку раздражаться на маленьких детей. Она молилась об избавлении от раздражения, но ничего не помогало. Однажды её старший четырёхлетний сын толкнул двухлетнюю сестричку, и та упала. Девушка стала наказывать сына, но заметила, что у дочери в результате падения остановилось дыхание. Малышка умирала. Девушка в ужасе бросилась к иконам и стала кричать Богу, чтобы Он не попустил смерти девочки. В это время муж оказывал дочери медицинскую помощь. И девочка пришла в себя.

Священник Артемий Владимиров рассказывает о своей бабушке такую историю. Она жила в блокадном Ленинграде. У неё были дети. Когда последняя еда закончилась и она ничего не смогла принести съестного с работы, то подошла к иконе Святителя Николая и возмущённо вскрикнула: «Святой Николай! И ты спокойно смотришь, как мои дети умирают от голода! Как ты можешь на это смотреть спокойно!» После этих слов девушка выбежала из дома, чтобы броситься в реку и утопиться. На пороге дома она увидела пачку денег. Этой суммы им хватило до самого конца блокады.

Как говорит святой Григорий Богослов, Богу неугодно, чтобы мы страдали. И Он помогает тогда, когда нам кажется, что надежды на помощь уже нет. И всё-таки мы обращаемся к Нему. Это и есть надежда за пределом надежды, и она всегда исполняется. Это как крик к любимому о помощи. Любимый не может не прийти на помощь.

Когда кто-то любящий просит о ком-то любимом

Этот способ не относится к тому, что описано у Иоанна Кассиана Римлянина, но мы отнесем его к способам святоотеческим. Основанием для этого нам служит Евангелие и сама жизнь.

В евангельский период жизни Христа Он исполнил не все молитвы. Не явил фарисеям чудо по их просьбе, не послушал Петра, когда тот просил Его сойти с Крестного пути. Но была в Евангелии такая молитва, которая повторялась в разных ситуациях и исполнялась Христом всегда. Это молитва кого-то любящего о ком-то горячо любимом.

Никогда Бог не отказывал исполнить такую молитву, хотя, бывало, не всегда сразу исполнял её.

Так же происходит и в нашей жизни. Молитва с глубочайшим состраданием о ком-то не может быть отвергнута Всевышним. Молитва с сердечной болью о страдальце и есть высшая сердечная молитва. Образ её – молитва матери. Та молитва, которая всегда исполняется, хотя и не всегда сразу. Если у нас есть друг, который так молится о нас, всё обязательно будет хорошо. Так молятся старцы, мамы о детях и те, кто кого-то любят.

Если мы вполне можем положиться на чью-то любовь, то можем положиться и на его молитву. Он не отойдёт от Бога, пока не выпросит для нас радость.

В романе Э. М. Ремарка «Три товарища» есть такой эпизод. Главный герой со своей невестой в санатории в горах, и у неё начинается приступ туберкулёза. Срочно нужен врач, а все врачи в Берлине за сотни километров. Врачебная помощь должна быть оказана в течение нескольких часов. Тогда главный герой звонит своему другу и говорит: «Мне нужен здесь врач через три часа». Друг отвечает: «Хорошо». Главный герой кладет трубку со словами: «Хотя это и невозможно, но я знал, что врач обязательно будет здесь через три часа». Потому что он знал: друг сделает для него всё. И он во всём положился на друга. Тот действительно привёз врача через три часа.

Это пример того, как любящий нас может выпросить нам у Бога даже то, что абсолютно невозможно.

Бог действительно нас слышит и больше нас хочет, чтобы всё у нас было светло и хорошо.

Святой Силуан Афонский: «И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы».

Святой Силуан Афонский: «Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь дает скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога».

Святой Силуан Афонский: «Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы».

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно