Молитва на отпевание

Молитва на отпевание

Молитва на отпевание
СОДЕРЖАНИЕ
0

Какие молитвы читать до похорон и после них

Людям, придерживающимся сугубо светских взглядов, представляется, что умершему уже ничем нельзя помочь. Остаётся лишь организовать похороны, провести поминки, поставить на могиле памятник и сохранить о человеке, ушедшем из жизни, добрую память.

Православные верующие, напротив, убеждены в том, что покойному, точнее, его душе можно оказать действенную помощь молитвенным поминовением. Молитва за усопшего бывает краткой, выраженной своими словами, и даже безмолвной, когда говорить невозможно из-за глубокого горя, но может быть и продолжительной, ежедневной, следующей традиционно установленным канонам.

Какую пользу приносят душе умершего молитвы живых?

Согласно учению Церкви, исключительно важно молиться за недавно скончавшегося православного именно в первые сорок дней со времени смерти, так как за этот срок определяется место временного, до Страшного суда, пребывания его души в раю или аду.

После смерти христианин уже никак не может самостоятельно облегчить свою участь. Она может быть изменена только молитвами родных и близких, поминовением на литургии, раздачей милостыни с просьбой помянуть человека.

Передаётся история о том, как в Киево-Печерском монастыре похоронили умершего монаха, имевшего многие грехи не исповеданные. Спустя время игумен и насельники монастыря во снах своих увидели, как мучается в аду нерадивый их собрат. Иноки стали молиться за грешника, и лицо его в новых видениях, приходивших им, светлело и умиротворялось. Молитвами братии грехи усопшего были прощены, и он попал в райскую обитель.

Домашние молитвы об усопшем и записки, подаваемые в храме

Если подготовка тела усопшего к православным похоронам проводится дома, то при омовении читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Затем покойного облачают в чистые, по возможности новые одежды, возжигают лампаду или свечу, которая будет гореть всё то время, пока тело находится в доме, и читают каноническое «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтирь по усопшему с усиленными молитвами о новопреставленном.

Если человек скончался вне дома и тело перевезено в морг, то «Последование по исходе души от тела» читают в красном углу перед иконами, а затем переходят к Псалтири по усопшему.

В самый день смерти надо позаботиться также о церковном поминовении покойного. Лучше всего заказать Сорокоуст. Для этого в храме, на листочке «О упокоении» вверху пишется «Сорокоуст», а строчкой ниже — имя покойного в родительном падеже. По этой записке умершего будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней.

После отпевания в третий день родные и близкие читают Канон об усопшем. Также традиционно читается Псалтирь по усопшим. Правила чтения есть внутри самой Псалтири, там написано, что читать, как и когда поминать покойного.

Как читать молитвы об усопшем

Действие молитвы сравнивают с открытием двери, через которую в душу входит благодать Христова. Поэтому моление, совершаемое со вниманием и благоговением, очищает самого молящегося и оказывает целительное действие на душу усопшего.

Действенность молитвы за умершего прямо зависит от того, живёт ли сам молящийся по заповедям Христовым, готов ли он к «утруждению тела и скорби сердечной», без которых, как писали святые отцы, не будет иметь души всякое молитвословие.

Святитель Феофан прямо высказывался о том, что одно лишь церковное поминовение без молитв родных и близких не имеет должной силы: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне. Да и где им на всех наболеться?!»

Православный погребальный обряд. Отпевание

О целовании умершего

Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему, похваля́юще Христа́. Се бо изы́де от рожде́ния и ко́ гробу приближа́ется, у́же к тому́ не пеки́ися о су́етии многостра́стныя пло́ти. Где ны́не род и дру́зи, се разлуча́емся. Его же поко́ити Го́споду помо́лимся, — звучит песнь.

Эта и последующие стихеры последнего целования звучат как беседа умершего с живыми.

— Рцы ныне, брате, к нам, камо идеши от нас молча?…

— Аз ко Господу Богу судии моему иду, судищу предстати..

Эти слова, вызывая слезы умиления, однако, не повергают нас в уныние и не умножают печаль, но, наоборот, возжигают в людях горячее молитвенное чувство, которое почти угасло в житейской суете. Для многих нынешних православных христиан обращение к Богу началось с момента погребения близких, ведь благообразно совершаемое молитвенное последование по умершим просветляет даже огрубевшие души.

Трогательна и сама последовательность прощания с умершим во время чина церковного погребения. Последние минуты, когда на этой земле мы видим лицо дорогого нам человека. Последний раз мы просим у него прощения в наших пред ним согрешениях. Мы прощаем его и благословляем именем Божиим в последний путь.

В разных местах последнее целование имеет свои особенности. К примеру, в Москве перед гробом ставится аналой со святым Крестом. При пении стихер сначала священник с диаконом, потом родственники умершего и все молящиеся чинно подходят ко Кресту с левой стороны гроба: женщины вслед за мужчинами, по два в ряд. Совершив два поклона в пояс, они поочередно целуют Крест и полагают еще по одному земному поклону. После целования Креста подходят ко гробу уже по одному, с правой стороны, и целуют усопшего. В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и на нем полагается икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, а не Крест. Присутствующие попарно подходят справа и с такими же поклонами целуют образ Спасителя в правую ножку, а образ Богородицы — в правую руку, а затем целуют покойного. Известны и разные целования самого усопшего. В некоторых местностях целуют в уста, в других — в венчик, лежащий на лбу.

Все эти особенности не обозначены в богослужебных книгах, но передаются издревле из поколения в поколение. Тут лишь следует только соблюдать порядок и единообразие, принятое в данном месте.

Как и другие погребальные обряды, целование имеет и богословский смысл. Святой Симеон называет его знаком общения и единения, знаком того, «что и умирая, мы не разлучаемся друг от друга… потому что будем жить во Христе».

О. Михаил Масляев у гроба прихожанки. Воронок, 1936 год

Следует сказать несколько слов о погребении монахов: когда миряне присутствуют при погребении инока, они не должны целовать его, но просто поклониться в землю перед гробом. Целуют усопшего инока только иноки — в параманд (четырехугольный плат с изображением Распятия), которым закрывается лицо усопшего. Также и инок на погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.

Кланяться же в землю умершему должен каждый независимо от церковного или светского звания. При этом надо мысленно просить прощения у покойного, прощая и ему все его согрешения.

Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый тихо, «про себя» произносит:

  • Раб Божий (или: раба Божия), (имя умершего), прости меня Христа ради во всем и за все;
  • А тебя Бог простит и благословит;
  • Аще имаши дерзновение, помолися о мне грешнем (грешней) ко Господу Богу.

Отпевание

1. Что такое отпевание? 2. Когда и где совершается отпевание? 3. Чем мы можем помочь усопшему? 4. Кого нельзя отпевать? 5. Чего нельзя делать при погребении? 6. Может ли душа попасть в рай и без отпевания? 7. Что нужно для отпевания? 8. Что надеть на отпевание? 9. Христианское отношение к смерти

Что такое отпевание?

В Православной Церкви все важные этапы жизни человека освящены молитвой. Конечно же, это касается и перехода души человека от временной жизни к вечности. Молитвенное чинопоследование, специально учрежденное Церковью для напутствия человеческой души, называется последованием мертвенным, или отпеванием. В молитвах этого важного чина люди просят о прощении грехов усопшего, об упокоении его в Царстве Небесном. Отпевание называют также малой канонизацией: молящиеся обращают к Богу слова «Со святыми упокой…», а это значит — просят о причислении усопшего к лику святых.

Чин отпевания включает пение стихир и канона в определенной последовательности (отсюда и возникло в народе название чина — отпевание), а также чтение Апостола и Евангелия.

Существует шесть видов последования отпевания:

  • для детей, которые на момент смерти не достигли 7 лет;
  • для взрослых мирян;
  • для монашествующих (в том числе иеромонахов);
  • для священников и епископов;
  • для архиереев;
  • на Светлой седмице.

Когда и где совершается отпевание?

Обычно чин отпевания совершается на третий день после кончины (то есть, если человек преставился в понедельник, то погребение будет происходить в среду). Если отпевание приходится на дни Светлой седмицы, то вместо минорных заупокойных молитв поют праздничные пасхальные песнопения.

В православной традиции принято отпевать человека один раз — в церкви. Если это по каким-то причинам невозможно — то дома или на кладбище. Чтение Псалтири особенно важно в первое время после смерти: оно дарует утешение как душе усопшего, так и его родным.

Бывают ситуации, когда нельзя узнать достоверно, совершалось отпевание или нет. В таких случаях заказывают заочное отпевание.

Заказать заочное отпевание в нашем монастыре >>

Символизм чина отпевания

Тела православных христиан принято предавать земле в гробу. Во время чина отпевания, совершаемого в храме, гроб стоит открытым (если этому нет препятствий). Тело покойного накрывают светлым саваном в знак того, что он находится под Христовым покровом и под защитой Церкви, которая будет молиться о его душе до конца времен. На голову покойного надевают бумажный венчик — символ воинского достоинства, ведь каждый христианин — это воин Христов.

Все родные и близкие, которые пришли проводить человека в последний путь, держат в руках зажженные свечи, символизирующие Невечерний Свет вечности. Прощаясь с покойным, люди прикладываются к иконе на его груди и целуют лоб (или венчик) усопшего. Если отпевание совершается при закрытом гробе, целуют крест на крышке.

Чем мы можем помочь усопшему?

Расставаться с близкими всегда больно. Многие люди в моменты скорби теряют самообладание и поддаются влиянию посторонних — соседей, знакомых, представителей ритуальных служб. Однако необходимо понимать, что покупка дорогого гроба, организация поминок с большим количеством яств и алкоголя не принесут никакого облегчения душе умершего. Преподобный Ефрем Сирин еще в IV веке просил своих современников не устраивать ему пышных похорон, не класть тело в прекрасную гробницу, но только молиться о душе, потому что это единственное, что действительно необходимо. Итак, молитвы о покойном значат неизмеримо больше, чем устроение достойных похорон.

Присутствие на богослужении очень важно для родных и близких. Оно не только будет данью памяти усопшему, но и поможет людям, потерявшим близкого человека, мысленно обратиться к спасительной истине Христовой веры и тем самым получить настоящее утешение.

После того как похороны состоялись, мы можем и должны продолжить заботиться о душе усопшего. Православная традиция завещает посетить храм на третий, девятый и сороковой дни после смерти близкого. Считается, что именно в эти дни душа особенно нуждается в молитвенной поддержке. Православные христиане соборно молятся о своих усопших на литургии и совершают по ним панихиду.

Сорок дней после смерти человека Церковь рекомендует читать Псалтирь об усопшем. Сколько кафизм в день — это зависит от сил каждого, но нужно делать это непременно ежедневно.

Кроме того, нельзя забывать о сонме наших ходатаев и молитвенников перед Богом — святых Православной Церкви. К ним обязательно нужно обращаться с просьбой помолиться о покойном. Ведь молитва людей, всей своей жизнью угодивших Богу, слышится Им и не оставляется без ответа. Ну и, конечно же, чтобы Господь слышал и наши молитвы, мы должны всеми силами стараться приблизиться к Нему: посещать службы, творить дела милосердия, быть внимательными к окружающим, исполнять заповеди Божии, причащаться Святых Таин.

Осознав, что вся наша земная жизнь — это лишь временный этап на пути к Царствию Небесному, мы успокоим наши сердца и почувствуем настоящую, неразрывную связь с ушедшими близкими, о которых мы так сильно скорбим. У Бога все живы… Пусть эта мысль укрепляет нас в самые тяжелые минуты прощания.

Кого нельзя отпевать?

В соответствии с канонами Церкви отпевание невозможно совершать над некрещеными людьми (в том числе младенцами). Кроме того, этот чин не осуществляется над инославными и иноверными, а также над самоубийцами и убитыми во время совершения преступления.

По поводу самоубийц существуют некоторые оговорки. Церковь отпевает людей, которые покончили с жизнью, будучи в невменяемом состоянии или в состоянии сумасшествия. Родные должны подать соответствующее прошение архиерею, сопроводив его медицинским заключением.

Также многих интересует вопрос — можно ли отпевать наркоманов? Наркотическая и алкогольная зависимость чаще всего является результатом осознанных действий человека. Это грех. Однако Церковь никому не желает погибели, ни одну душу она не оставляет без молитвы и по возможности старается оправдать. Поэтому наркоманов и алкоголиков отпевать не запрещено.

Заказать канон мученику Уару о некрещеном усопшем >>

Чего нельзя делать при погребении?

К сожалению, в современном обществе наряду с христианскими традициями существуют (и даже процветают) различные языческие обряды и суеверия. Стоит ли говорить, что для православного человека эти вещи совершенно неприемлемы.

Так, что касается погребальных обрядов, зачастую можно услышать такие опасения: «А вдруг покойник вернется?», «А вдруг он заберет кого-то из живых с собой в могилу?» — и тому подобные суеверные страхи… Конечно, все это не имеет никакого отношения к духовной реальности, в которой существует Церковь. Поэтому бросать землю вслед погребальной процессии, переворачивать стулья, на которых стоял гроб, совершенно бессмысленно, равно как и завешивать зеркала в доме, класть в могилу личные предметы умершего или деньги и так далее. Все это не принесет никакой пользы душе.

Как же должны совершаться православные похороны?

Обычно прощание с покойником происходит в храме. После этого гроб накрывается крышкой, и процессия направляется к месту похорон. Впереди идет человек с крестом (этот крест будет установлен на могиле), далее следует священник с кадилом в руках, за ним несут гроб, а за гробом идут все собравшиеся.

На кладбище совершается чин литии, после чего гроб опускают в могилу и забрасывают землей. Первым горсть земли бросает священник, при этом совершая крестное знамение над гробом. Если священника нет, это может сделать кто-то из мирян, бросив пригоршню земли, заранее благословленной в храме.

Существует мнение, что нужно убрать из гроба все живые цветы — это совершенно не обязательно. Можно также оставить икону в руках покойного, но можно забрать ее с собой и отнести в храм, где она будет находиться 40 дней.

После похорон, помня о всех собравшихся, родственники устраивают поминальную трапезу. Ее начинают и заканчивают молитвой. Само обиходное слово «поминки» говорит о том, что во время такой трапезы люди вспоминают покойного, говорят о том, каким он был при жизни, о его добрых делах.

Подытоживая все вышесказанное, напомним: «правильно» организовать похороны — не главное, главное — правильно подготовить душу усопшего к переходу в иной мир, чтобы она покинула эту жизнь по-христиански, чтобы явилась перед Богом чистой и светлой. Поэтому очень важно, чтобы перед смертью человек исповедовался и принял Причастие.

После погребения тела Церковь не перестает заботиться о душе человека. На каждой литургии мы возносим соборную молитву к Богу об упокоении и спасении душ наших близких.

Может ли душа попасть в рай и без отпевания?

Безусловно. Отпевание — это не ключ к раю. Нам известно, что многие святые относились с большим пренебрежением к посмертной судьбе своего тела: завещали бросать его в канаву, отдавать на съедение диким зверям и так далее. Однако мы не должны считать все действия, совершаемые во время погребения, бессмысленными. Они чрезвычайно важны как наш последний дар усопшему, как знак уважения. Поэтому похороны и отпевание нужны не только покойному, но и его родным, ведь это возможность для них совершить благой поступок во имя памяти близкого.

Что нужно для отпевания?

Для отпевания потребуется погребальный набор (если речь не о заочном отпевании). Как правило, в него входят покрывало, молитва, небольшая икона и крест. Родственникам также понадобятся свечи.

Все необходимое для отпевания можно приобрести в нашей лавке >>

Что надеть на отпевание?

Священники как во время крещения, так и во время отпевания облачаются в белые одежды. Ведь в церковном понимании смерть — это рождение в жизнь вечную, к свету, ко Христу.

Сегодня в светском обществе принято приходить на похороны в черной одежде, ведь потеря близкого воспринимается как трагедия. Однако этот траурный цвет не является цветом богослужения, поэтому к христианской традиции отпевания не имеет отношения. Жены-мироносицы шли за гробом Христа в белых одеждах, поэтому более уместно с точки зрения Церкви было бы надевать светлое. Но поскольку общепринятой нормой сегодня является все же темная одежда, следует подойти к этому вопросу с должным рассуждением и не смущать присутствующих отличным от других внешним видом.

Христианское отношение к смерти

В наше время очень многие люди живут в постоянном страхе. Страх бедности, болезней, неудач, потерь и, наконец, самый сильный страх — страх смерти. Человеку, который не верит в существование духовной реальности, очень трудно представить, что смерть не означает конец, что за этим рубежом открывается новая реальность — жизнь духа.

Христиане понимают смерть совершенно иначе. Память о ней святые не только не гонят от себя, но стараются всячески поддерживать. «Воспоминание о смерти — дар Божий» («Лествица», Слово 6).

С одной стороны, смерть — это следствие греха, совершенного первыми людьми, тяготеющего над каждым из нас. Но с другой, это рубеж между временным и вечным, который в итоге освобождает душу от оков тленного тела и выпускает ее на свободу. Поэтому, по слову святителя Иоанна Златоуста, мы должны «трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха». Задача на земле — трезвиться, постоянно помнить о главном, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12: 40).

Конечно, смерть властвует над этим временным миром, и каждый из нас когда-то ощутит ее прикосновение. Однако христиане верят, что «скончавшиеся во Христе не умерли, но почивают». Эти слова преподобного Ефрема Сирина понятны и утешительны для любого верующего человека. Главная цель земной жизни — это подготовка к вечности. Мысль о бессмертии души и грядущем воскресении наполняет жизнь христианина высочайшим значением, придает сил справляться с потерями, страхами и скорбями.

Помощь при погребении >>

О прощальной грамоте

После окончания целования священник, прочитав над гробом написанную на листе разрешительную молитву, вписывает в него имя усопшего и свое, затем влагает сложенный лист в правую руку умершего. Этот обычай очень древний, он распространен только на русской земле. Во времена глубокой древности некий воин Симон первым попросил у преподобного Феодосия Печерского (ок. 1008 — 3 мая 1074 гг.) после смерти вложить ему в руку такую подорожную грамоту, что преподобный и исполнил.

Преп. Феодосий Печерский с житием (икона XVII век)

Преподобный Нестор Летописец (ок.1056 — 1114 гг.) замечает по этому поводу: «прежде бо сего ин не сотвори сицевыя вещи в Руси». Умерший впоследствии предстал в видении одному из иноков Печерского монастыря и промолвил: «Передай сыну моему, что я получил все благое по молитве святого». Широко известен также случай с благоверным князем Александром Невским (13 мая 1221 — 14 ноября 1263 гг.), который в гробу, как живой, разогнул руку и сам принял прощальную грамоту у митрополита Кирилла.

Св. Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа

К сожалению, наряду с этим благочестивым обычаем у нас нередко встречается и суеверное отношение к прощальным грамотам. Некоторые христиане разными средствами стремятся еще при жизни получить у своего духовника рукописание — как бы «на всякий случай». Это совершенно неверно, так как в разрешительной молитве, написанной в грамоте, священник именем Божиим прощает своего умершего духовного сына (дочь) во всех грехах, за которые усопший при жизни был связан епитимиею или которые не успел исповедать по забвению или другим простительным причинам. А разрешать в тех грехах, которые человек еще не совершил, «разрешать» на будущее — бессмысленно и незаконно.

Прощальная грамота сама по себе не может спасти душу человека. Спасают человека правая вера, добрые дела и чистое покаяние во грехах. Спасают молитвы святых угодников Божиих, тех, кто сподобился возносить Богу молитвы за ныне живущих на земле, молитвы священников и иноков, а также братий по вере. Большую силу перед престолом Божиим имеют молитвы духовного отца.

Прощальная грамота называется также рукописанием

Из Жития преподобного Василия Нового (ум. ок. 944) мы узнаем о том, как душа умершей Феодоры, которую Ангелы несут к престолу Бога, с великим страхом встречает на своем пути «воздушных мытарей» — бесов, обличающих душу во многих тяжких грехах и стремящихся вырвать ее из рук Ангелов. Ангелы защищают душу Феодоры от демонских клевет, говоря о добрых делах умершей, ее покаянии и молитвах. А когда недостаточно бывает ее добрых дел для оправдания, они будто из некоего ларца дают бесам выкуп, получив который мытари сразу же отступают. Этот выкуп — молитвы преподобного Василия, духовного отца Феодоры. Конечно, молитва есть дело духовное, и о ларце в Житии говорится образно, чтобы мы могли представить вещи, недоступные чувственному восприятию.

Подобно этому и рукописание есть видимый образ молитв и прощения от духовного отца. Он служит для того, чтобы мы, живые, стремились к покаянию. Если же совесть умершего отягощена великими нераскаянными прегрешениями и он никогда не молил Бога: «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти» (Пс. 50, 10), то принесет ли ему пользу эта грамота?

Как происходит отпевание усопшего мирянина

Раньше отпевание усопшего происходило только в церкви. В 20 веке, чтобы не привлекать внимания советских властей, эту заупокойную службу стали совершать дома. Такая практика сохранилась до настоящего времени. Однако правильнее все же Чин погребения служить в храме.

Гроб с покойным вносят в церковь и ставят по центру перед Царскими вратами. Его располагают так, чтобы ноги покойного были обращены к иконостасу. Тогда умерший лицом повернут к алтарю, как и все молящиеся. Для Православной Церкви характерно держать гроб открытым. У католиков подобное не принято.

Специальным погребальным покрывалом накрывается тело покойника. Это символ покрова Христа. На грудь умершего кладется икона Спасителя (для мужчин) или Богоматери (для женщин). С ней не хоронят верующего (икону забирают домой). В знак того, что покойный был верным христианином, в левую руку вкладывается крест. На лоб надевается «венчик» — лента со словами «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Зажженные свечи у присутствующих на отпевании являются символом горячей любви к усопшему.

В церковных песнопениях чина погребения говорится о временности земного бытия, о его тленности. Но они же и напоминают о воскресении мертвых. Евангельский текст, читаемый в это время, свидетельствует о праведном Божьем суде (Евангелие от Иоанна, 5:24-30). В молитвах содержится просьба об открытии дверей рая для души почившего, даровании ей покоя. В завершение чина погребения священником читается разрешительная молитва. Затем свиток с этой молитвой вкладывается в правую руку умершего. Это знак прощения грехов и примирения человека с Господом.

О возлиянии Елея

После того, как священник вложит в руку умершего прощальную грамоту, певцы поют стихеру:

Зря́ще мя безгла́сна и без дыха́ния предлежа́ща, воспла́читеся о мне вси бра́тие и дру́зи, сро́дницы и зна́емии. И́бо во вчера́шний день с ва́ми глаго́лах, но внеза́пу ми прии́де стра́шный час сме́ртный. Но прииди́те вси лю́бящии мя и лобза́йте мя после́дним целова́нием. У́же бо к вам не прииду́ и не побесе́дую. Но про́чее к Судии́ гряду́, иде́же не́сть лицу́ прия́тия. Раб или́ влады́ка ку́пно предстоя́т, царь и во́ин, бога́т и нищь, в чину́ ра́вне. Ко́ждо бо от свои́х дел или́ просла́вится или́ осу́дится. Но молю́ вся и припа́даю, о мне помоли́теся ко́ Господу, да не сведу́ся по грехо́м мои́м в ме́сто муче́ния, но да учини́т мя, иде́же есть свет живота́.

Эти слова очень значительны — каждый от «своих дел или прославится или осудится», нужно помнить их всегда. А нашим главным заветом в час исхода из земной жизни станет прошение ко всем христианам непрестанно молиться о нас.

Если священник провожает тело до самой могилы, то эту стихеру надо петь уже на кладбище или подходя к нему. Но где такой возможности нет, погребение до конца служат в храме. Этот способ широко распространился во времена гонений, когда старообрядческие священники не могли совершать никаких служб вне церковных стен. Также внутри храма часто совершают до сих пор и следующий обряд — возливание елея.

Св. Дионисий Ареопагит. Фрагмент фрески. Великий Новгород, Феофан ГрекВложив в руку усопшего лист с разрешительной молитвой, священник разрывает нить, сбирающую наголовие савана, и спускает его на лицо умершего. Убирает и покров с гроба, а полотно, сложенное под ним вдвое, расправляет, закрывая тело с ног до головы. Теперь священник, встав справа от усопшего, крестообразно поливает его маслом, начиная от головы. Блаженный Симеон Солунский советует брать масло из алтаря; некоторые священники берут его от лампад седмисвещника. Если же погребение совершается в часовне или в доме, а масло из алтаря не припасено заранее, то можно взять его от любой лампады. Если покойный соборовался перед смертью, то во время погребения священник возливает на него остатки масла от соборования.

Поливают маслом всех усопших, независимо от того, были они соборованы или нет. Святой Дионисий Ареопагит объясняет этот обряд следующим образом: «При Крещении помазание елеем воззывало крещаемого к священным подвигам, а теперь возлияние елея указывает на то, что усопший потрудился в этих подвигах и достиг совершенства». Этот же смысл содержит в себе псалом 23, который при этом священник должен читать:

Кто взы́дет на́ гору Госпо́дню, или́ кто ста́нет на ме́сте, святе́м Его́? Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, иже не прия́т на су́е ду́шу свою́, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́. Сей прии́мет благослове́ние о́т Господа…

Поэтому псалом должен быть прочитан вслух весь до конца, как это указано в чинах иноческого и священнического погребения. Дело в том, что в чине мирского погребения в этом месте для краткости приводятся лишь первые слова псалма, из-за чего многие священники их произнесением и ограничиваются.

Несколько слов о содержании отпевания

Если рассматривать весь чин отпевания, то он состоит из трогательных для души молитвословий, именно поэтому отпевание с хором особо молитвенно и проникает в душу.

Читаются статии, поется канон, не только ирмоса, поются или читаются самогласны Иоанна Монаха, заповеди блаженства, прокимен, Апостол, Евангелие, чтение текста всё время отпевания сопровождается малыми и просительными ектениями (это когда священник возглашает несколько подряд прошений). Мой совет тем, у кого внимание рассеивается: хотя бы вникайте в смысл ектений, это совсем не сложно, но даст Вам ощутить достаточно проникновенное обращение к Богу:

Паки, паки миром Господу помолимся,

Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божиего (новопреставленного ИМЯ) и о еже проститися ему всякое прегрешение вольное и невольное,

Яко да Господь учинит душу его идете праведнии упокояются,

Милости Божия, Царства Небесного и оставление грехов его у Христа Безсмертного Царя и Бога Нашего, Просим

Далее возглашает молитву и возглас.

Таковые прошения сопровождают весь чин многократно, и при правильных интонациях священнику удается акцентировать конкретные важные смысловые части прошений, не рассеивая мысли и чувства молящихся.

О предании земле

Когда священнику не было возможности провожать гроб до могилы, «предание земле» символически совершали внутри храма. В таком случае небольшим количеством сухой земли или песка священник посыпает не закрытый гроб, а лежащее в гробу, покрытое полотном тело, подобно тому, как и возливает масло. При этом он говорит:

Вся от земли́, и вся в зе́млю посыла́еши, Го́споди, ду́шу раба́ Своего́, ю́же прия́т, со святы́ми поко́й.

То есть: «Все взятое от земли, то есть все тленное, смертное, ты посылаешь в землю, Господи. А бессмертную душу, которую Ты взял, упокой со святыми».

В нашем народе веками не переводится идущее от язычества мнение, что главное в церковном погребении — именно «предание покойного земле». Многие считают, что неотпетого покойника «не принимает земля», и боятся, что он будет пугать своих родных в сновидениях или наяву. Все это суеверие. Часто люди правдами и неправдами добиваются церковного погребения даже для таких людей, над которыми оно явно незаконно и кощунственно. Получив отказ в своей Церкви, они отпевают покойника у новообрядцев, объясняя это тем, что «нет другого выхода». В таких случаях это уже не забота о душе усопшего, а желание исполнить обряд «предания его земле». А ведь сами возглашаемые священником слова ясно говорят, что земля принимает всех сынов Адама — праведных и грешных, верных и неверных.

Потому и говорится: «вся в землю посылаеши». И не о том молится иерей, что совершается извечно по естеству, но об упокоении души умершего со святыми. А как раз до этого и нет дела суеверным людям. Они не призывали своего собрата к покаянию во время его жизни, а теперь, когда он умер и идет к Судии, «идеже лицу приятия несть», они не хотят рыдать о его душе перед Богом, творя пост и милостыню, а стремятся лишь бездумно исполнить обряд, смысла которого сами не понимают.

«Земля еси, и в землю отъидеши», — сказал Господь Адаму после его грехопадения. Эти слова выразили отвержение праотца от изначальной чести и славы. Но во Христе мы, потомки Адама, призваны от тления в не­тление, в славу вечную: «от смерти убо к жизни, и от земли на небо Христос Бог нас превел есть…» (канон Пасхе, песнь I).

Цель жизни верующего человека — сподобиться вечного царствия со Христом после Его славного Второго Пришествия. Так неужели, имея такие великие обетования, мы будем стремиться не в светлую жизнь, но в темную землю, в забвение и мрак?

Если «предание земле» совершается в храме, то после него родным уже не следует открывать лицо усопшего. Однако если по каким-то непредвиденным обстоятельствам это все-таки произошло, то не надо поддаваться панике. Некоторые несведущие люди считают, что если после посыпания землей лицо покойника открыли, его следует заново отпевать. Но это лишь суеверное представление, поскольку цель церковного погребения состоит не столько в предании тела земле, сколько в упокоении безсмертной души.

Что такое отпевание и каков его смысл?

Отпевание — заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает усопшего в жизнь вечную от временного земного пребывания, молитвенно ходатайствуя прощение согрешений и упокоение в Небесном Царствии, чин отпевания также может называется погребением или последованием мертвенным.

Совершается таковой чин над усопшим единожды

Разновидности чинопоследования отпевания:

  1. Когда умирает крещеный младенец.
  2. Обычный чин отпевания для крещеного человека.
  3. Чин отпевания на Пасху и в Пасхальную Седмицу отличается от обычного чинопоследование, оно приобретает торжественный настрой, т. к. Пасхальная Седмица особая и счастлив тот, кто умирает в эти светлые дни, потому как врата рая открыты в эти светлые дни.
  4. Особый чин отпевания Священнослужителей

О несении гроба к могиле

Гроб выносят сразу после окончания целования. Известен и другой обычай — выносить при пении тропарей «Со духи праведными» или после них. Так делали на Рогожском кладбище в Москве. Или же отпуст и исходные поклоны сотворяют в церкви и провожают гроб к месту погребения с пением одной лишь молитвы «Святы́и Бо́же». По возможности нужно стремиться к исполнению чина во всем согласно Потребнику, так, как он сложился в течение веков, сопровождающего глубоко поучительной и трогательной молитвой всякое погребальное действие.

Впереди гроба принято нести святой Крест или икону. В некоторых местах, как о том свидетельствует «История ветковской церкви», в ряд с иконой носят и освященную кутию, чтобы вкусить ее после погребения.

Известно, что в разных местностях по-разному принято носить крышку гроба — или впереди гроба, непосредственно за иконой, или наоборот, сзади всего погребального шествия. Конечно, в древности, когда крышка и гроб делались из растесанной пополам колоды и никак не украшались, носить ее впереди не имело смысла. Но теперь, когда на крышке гроба нашивают святой Крест, вполне понятным представляется обычай носить ее впереди гроба. Хотя во избежание соблазна предпочтение должно быть отдано обычаю, утвердившемуся в данной местности.

По давней традиции на пути делается три остановки: во дворе храма, на середине пути и на самом кладбище. При этом гроб ставят на приготовленные табуреты; икону, которую несут во главе шествия, разворачивают лицом к провожающим. Священник с кадилом возглашает сугубую ектению, еще раз призывая помолиться о «покое и оставлении» грехов умершего. После его возгласа «Яко ты еси воскресение…» поют «Аминь», гроб поднимают и несут дальше с пением «Трисвятого».

На могиле священник возливает на усопшего елей, а после того, когда уже гроб закрыт крышкой, произнеся отпуст, читает разрешительную молитву. Затем закрытый гроб опускают в могилу, и священник, взяв лопату, крестообразно посыпает его землею, со словами:

Вся от земли, и вся в землю посылаеши, Господи…

Известен неписанный местный обычай — петь над гробом умершего литию́ перед преданием его земле или же после этого. Вероятно, в этом обычае отразилось совмещение похорон с поминовением третьего дня. Так что совершение литии при окончании погребения в третий день (третины) представляется не лишним, но даже похвальным.

Во всяком случае, после предания земле провожающие читают тропарь « Покой Господи душу усопшаго раба Своего...» с 15-ю поклонами. Затем, совершив так называемое «исходное начало» (семь поклонов), люди еще раз прощаются с умершим и расходятся.

Раньше и возвращение погребального шествия было чинным, душеполезным и утешительным. Впереди несли икону, люди шли по-прежнему вместе с протяжным пением, например:

Пода́ждь утеше́ние Свои́м рабо́м, Всенепоро́чная, утоля́ющи лю́тая на ны обстоя́ния. Тя бо еди́ну тве́рдо и изве́стно основа́ние и́мамы, и Твое́ заступле́ние стяжа́хом; да не постыди́мся, Влады́чице, Тебе́ призыва́юще, потщи́ся на моли́тву Тебе́ вопию́щих: ра́дуися Влады́чице, всем помо́щнице, ра́досте и покро́ве душа́м на́шим (стихера 4 гласа).

Место совершения отпевания: храм, дом, кладбище

Чин отпевания может совершаться только в следующих местах: в храме, дома или на кладбище.

Отпевание в моргах не имеет смысла, а отпевание у подъезда не по-христиански, на мой взгляд

Отпевание в моргах запрещено, потому и предложения от «Ритуальных услуг» не благословлены и абсолютным образом минимизируют смысл чинопоследования, опустошая его великий смысл, а отпевающий священник, заключивший договорные , превращается из пастыря в бизнесмена — требоисполнителя, задача которого уже вряд ли молиться. Здесь так же возникает вопрос: какие священники это действие совершают, может быть, это отнюдь и не священники или находящиеся под запретом, которые совершать подобные действия вовсе запрещено. Ниже мною будет раскрыт смысл сказуемого. Отпевание у подъезда не по-христиански, если не хотите везти усопшего домой, отпевайте в Храме.

Об устройстве могилы

Святые Отцы учат нас не устраивать дорогих надгробий, но призывают «посылать имение покойного на небеса» в виде милостыни. Могила и надгробие христианина нужно устраивать просто и скромно.

Могилы старообрядцев на Рогожском кладбище в Москве

Мы веруем, что в день всеобщего воскресения мертвые оживут, обретут свои тела уже в новом качестве, не подверженными тлению и разрушению. И сгоревшие, и утонувшие, и разорванные зверями люди предстанут суду Божию, не имея никакого внешнего вреда, а только лишь одну печать своих прижизненных дел. Праведные будут иметь лица светлые и полные радости, злые же и нечестивые — лица, почерневшие от стыда и ужаса. Но, веруя в воскресение плоти, христиане, однако, чуждаются распространенного в наше время языческого обычая трупосожжения, имеющего в себе явный образ геены огненной.

Христианское погребение во всех своих обрядах выражает то, во что мы верим и чего ожидаем по смерти. Умерший полагается лицом на восток, в знак своей веры в Воскресение Христово и в ожидании всеобщего восстания мертвых. А над могилой, «в ногах» покойного, поставляется Честный и Животворящий Крест Господа нашего Исуса Христа.

Раньше в России чаще всего изготовляли кресты из крепких пород дерева, размером в средний рост человека. Высекали изображение Креста также и на каменных надгробных плитах. Но теперь старообрядческие кладбища так же, как и все другие, пестрят железными крестами или памятниками. А некоторые еще и «украшены» всевозможными железными узорами, наподобие никонианских. Также в старообрядчестве стало распространенным закладывать могилу плиткой, ставить высоченную ограду. Родственники умерших словно пытаются замуровать своего сродника. Но, с сожалением говоря об этом, напомним слова святого Афанасия Великого: «Хотя бы усопший в благочестии положен и под открытым небом, не отрекись, призвав Христа Бога, возжечь на гробе елей и свещи: сие приятно Богу и удостаивается от Него великого воздаяния». Имея это в виду, для совершения заупокойных молитв на кладбище лучше всегда иметь при себе икону или Крест с изображением Распятия Господня.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно

Молитва на водоосвящение Молитвы
0 комментариев

Молитва на беременную Молитвы
0 комментариев

Молитва на море Молитвы
0 комментариев

Молитвы на youtube Молитвы
0 комментариев